Раннее огнестрельное оружие нелегко было зарядить. В дуло петринали сначала требовалось насыпать порох и спрессовать его шомполом, затем вкладывали заряд – камень, обернутый тряпкой. В отверстие у казенной части вставляли тлеющую палочку, сыплющиеся внутрь искры поджигали заряд, происходил выстрел. Эту непростую операцию проделывали как правило один раз, перед столкновением, в бою не перезаряжали. В XIV-XV веках больше полагались на лучников и арбалетчиков, а огнестрельное оружие было скорее психологическим фактором. Для того, чтобы сохранить порох сухим, изготавливались плотно закрывающиеся емкости из рога. Поддерживать тление запальной палочки тоже было нелегко, особенно в сырую погоду.
Фитильные замки упростили дело: при нажатии на спусковой крючок курок с тлеющим фитилем опускался к полке, на которую был насыпан запальный порох, огонь через отверстие передавался заряду. Но порох мог ссыпаться, отсыреть. Полку закрыли крышечкой, которую перед выстрелом поднимали пальцем, а позже ее соединили с курком, и она автоматически поднималась при выстреле. Фитиль представлял собой жгут из ткани, вываренной в порохе. Во время дождя стрелки прятали его под шляпой.
Колесцовый замок сделал огнестрельное оружие менее зависимым от погоды. Он работал по принципу современных зажигалок: когда нажимали на спусковой крючок, пружинка вращала зубчатое металлическое колесико, на которое опускался кусочек серого колчедана, и искры сыпались на полку. Кремневый замок высекал огонь при ударе о металлическую крышку полки.
Первые патроны появились в XVII веке и были просто свертками из бумаги, с пороховым зарядом и пулей внутри. Позже вместо бумаги стали использовать тонкую медную фольгу.
В 1774 году во Франции доктор Бойен открыл свойства гремучей ртути. А в конце XVIII века англичанин Форсэйт запатентовал первые капсюли-воспламенители в виде пилюли, склеенной из вощеной бумаги с гремучей ртутью внутри, которые он предложил использовать вместо запального пороха. В первой половине XIX века существовало множество вариантов капсюльного замка. Чаще всего капсюль укладывали с углубление, соединенное каналом со стволом, где лежал заряд. Курок бил по капсюли, происходил взрыв, который и поджигал порох. Капсюльное оружие было, для своего времени, очень надежно и практически не давало осечек. Но заряд с пулей и воспламенитель все еще заряжали отдельно.
В 1836 году инженер Лефорше предложил конструкцию унитарного патрона, который объединял в одной гильзе пулю, заряд и капсюль-воспламенитель. Капсюль патрона Лефорше находился внутри гильзы, а наружу торчал металлический стерженек. Такой патрон называется шпилечным. Он заряжался так, чтобы стерженек попадал в специальное углубление. Боек бил по стерженьку, который пробивал капсюль, гремучая ртуть взрывалась, воспламеняя заряд. Новый патрон сразу завоевал огромную популярность, и владельцы старого капсюльного оружия стали переделывать под него свои пистолеты и револьверы. Производители оружия мгновенно отреагировали. Уже в 1853 году Кольт наладил выпуск шпилечных револьверов. Но патроны Лефорше были неудобны в обращении и небезопасны.
В середине XIX века появился новый вид унитарного патрона – патрон бокового огня или, иначе, кругового воспламенения. В этой конструкции капсюль был завальцован по наружному ободку гильзы и при ударе бойка, воспламенял заряд по всей окружности. Унитарный патрон не боится ни дождя, ни сырости. Его удобно хранить, носить, заряжать.
В конце XIX века изобретение бездымного пороха и патрона центрального боя (центрального воспламенения) завершили основные этапы эволюции патронов. Весь ХХ век, и по сей день, огнестрельное оружие изготавливается под патроны центрального боя или кругового огня.