Кинжал (араб. ханджар) — холодное оружие с коротким (до 50 сантиметров) прямым или изогнутым клинком, заточенным с одной или двух сторон.
Чаще всего кинжал используется для ближнего боя, но существуют разновидности кинжала с утяжеленным лезвием, предназначенные для метания.
Еще в древности воины пришли к выводу, что им требуется какое-то короткое колющее оружие, которое постоянно возможно носить с собой, и которым удобно действовать в ситуациях, когда нет возможности ни размахнуться палицей, ни задействовать копьё. Первые кинжалы были сделаны еще из дерева и кости. Вероятно, изначально в качестве кинжала использовались необработанные рога животных.
С переходом к веку металлов кинжалы стали производиться из меди. В отличие от деревянных и костяных, медные «мечи» микенской эпохи уже обладали режущей кромкой, что несколько расширило возможности их использования. Однако, они все еще были очень малы, — с клинками всего 20-30 см длиной, — для изготовления более длинного оружия медь не годилась.
Но и после того, как медь и бронза сменились железом, маленькие (с клинком около 30 см) «мечи» использовались ассирийцами, греками и македонцами.
Имея колющее копье, фалангист нуждался в каком-то резервном оружии, длина которого не имела значения. Более того, бой в составе фаланги подразумевал действия в крайней давке.
Греческие же пелтасты, действующие в рассыпном строю и часто не имеющие копий для рукопашного боя, вооружались «большими мечами» — с клинком до 50 см длиной. Таковы же были кинжалы персидских «бессмертных» и римских легионеров.
Кинжалы, применяемые в качестве наступательного оружия были длиннее, но и они очень мало подходили для рубящего удара. Однако ведение боя в плотных построениях возможности нанесения такого удара и не предусматривало, — для него нужно иметь пространство для размаха. Стоя в тесном порядке фаланги удары можно было наносить только прямо вперед.
Действия в плотном построении ограничивали даже длину оружия, — оно должно было легко извлекаться из ножен в строю, не путаться под ногами, и не цепляться за снаряжение других бойцов. «Большой меч» был настолько тяжел, насколько это оказывалось целесообразно, и настолько длинен, насколько это было допустимо. То есть, оставался кинжалом.
Кинжалы, как основное наступательное оружие, использовались также и многими варварскими народами, из числа тех, кто сражались в строю. Можно, например, вспомнить традиционное оружие саксов — «скрамасакс», или просто «сакс», — кинжал весом 0.6-0.7 кг с клинком односторонней заточки длиной 45 см.
Однако, в период средних веков, кинжалы надолго перешли в разряд оружия самообороны, так как теперь, если даже пехота и выступала в сомкнутых рядах, то против кавалерии, а на коня кинжал был явно слаб. Зато, пикинерам и арбалетчикам потребовалось какое-то резервное оружие необременительного веса и подходящих для ношения в строю габаритов.
Боевые кинжалы пехоты XIV начала XVI веков назывались кордами или ландскнехтскими мечами. В отношении длины клинка и веса они полностью соответствовали «большим мечам» древности. Причем, сфера их применения отнюдь не исчерпывалась самообороной. Во многих случаях, — например, когда бой переносился во вражеский лагерь, — пикинеры бросали пики и продолжали атаку с кинжалами.
Cамой распространенной причиной, по которой мог носиться именно кинжал, являлась частая невозможность достать другое клинковое оружие. В сравнение даже с кривым мечом изготовление кинжала требовало меньше железа и меньше искусства, так как требования к прочности колющего клинка существенно ниже, чем к прочности рубящего. Для кузнеца, владеющего техникой сварки кинжал длиной до 40 см представлял собой одно из самых простых изделий. С другой же стороны, носить кинжал в комплект, скажем, к луку было нетрудно и предусмотрительно. Хотя бы потому, что он мог сгодиться и для хозяйственных нужд.
Кинжал представлял собой один из самых доступных видов оружия, и именно этим обстоятельством объяснялась то, что горцы Кавказа в XIX веке носили кинжал даже в пару с саблей. Саблями, как и винтовками (и даже горными пушками) снабжала горцев Турция, кинжалы же и луки были их традиционным оружием.
Для Азии, в целом, высокая роль кинжалов, как раз, была исключением. Бой в плотных построениях азиатской пехотой почти не практиковался, соответственно, и специального оружия для него не требовалось. Потому, хотя именно в Азии кинжалы достигли замечательного разнообразия форм и, как правило, ковались из дамаска и даже булата, что значительно расширяло их возможности, роль их на полях сражений была ничтожна. В Азии кинжалы использовались почти исключительно как гражданское оружие.
Из кинжалов, которые могли быть использованы для отравления противника, стоит упомянуть, разве что, так называемые «флорентийские» кинжалы с полостью для яда в рукоятке и каналом вдоль клинка, по которому яд должен был стекать в рану.
Отравленная шпага, — свободный полет фантазии, основанный на отдельных случаях смерти от раневой инфекции, — саму сталь нельзя отравить, — и старались изыскать иные методы. Но и флорентийские кинжалы, скорее, были только сувенирами, — при попытке использовать их, яд мог бы попасть куда угодно (главным образом на экспериментатора), только не в рану. Да и сами загадочные яды отравителей эпохи возрождения (мышьяк, толченое стекло, вытяжка из бледной поганки, цикута) не годились для заряжения кинжалов.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии