Где хранить оружие, если живёшь не по прописке
Портал об оружии разных эпох → Разрешение, лицензия на оружие → Где хранить оружие, если живёшь не по прописке
Хранение оружия и патронов гражданами Российской Федерации в местах временного пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц.
Статья 22. Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему, гласит, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации. (см. Хранение оружия и патронов ПП N814 21.07.98)
Ст.54. Хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Ст.59. Принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться по месту их проживания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом. Органы внутренних дел по месту жительства владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного ими оружия.
Оружие оформляется по месту постоянной регистрации владельца. А храниться оно должно по месту жительства владельца.
Соответственно если владелец проживает не по месту регистрации, возникает противоречие. Отсюда — жить надо вместе с оружием, там, где прописан.
Это утверждение также соответствует требованию паспортного режима и Конституции РФ. Гражданин РФ при смене жительства обязан зарегистрироваться в срок не более 7 дней со дня прибытия на новое место жительства.
Раньше без проблем получали две справки, по прописке и по регистрации, а вот теперь нужно идти в паспортный стол и делать на 5 лет временную регистрацию по месту пребывания (проживания) и хранения оружия.
В паспорте остаётся постоянная прописка, а на временную выдают «бумажку». С ней и получаем нужную справку у участкового. А потом всё это необходимо сдать в лицензионно-разрешительный отдел (ЛРО). Теперь без временной регистрации разрешение не дают.
Помните, что при проживании более 90 дней в одном месте без регистрации положен штраф, а это уже проблема для получения разрешения на оружие. Гражданин обязан регистрироваться по месту жительства (ст.6 ФЗ о свободе передвижения и выбора места жительства). Ст.19.15 КоАП предусматривает наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Статья 19.15 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение норм Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), а также норм, установленных Указом Президента РФ от 13 марта 1997 года № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».
Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ (см.: Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина на территории Российской Федерации (регламент от 5 марта 2010 года). Названным выше Законом РФ (ст. 3) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства.
Содержание понятий «место пребывания» и «место жительства» определено в Законе РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1. Именно с данными понятиями, как представляется, связывается установление законодателем ответственности за проживание или пребывание без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта). Совмещение в диспозиции ч. 1 данной статьи положений об отсутствии документа, удостоверяющего личность, и регистрации по месту пребывания или по месту жительства предписывает должностному лицу, принимающему решение о возбуждении дела о данном правонарушении, устанавливать в случае отсутствия у гражданина РФ удостоверения личности гражданина (паспорта) его регистрацию по месту пребывания или жительства. Следует учитывать, что документы на регистрацию в соответствии со ст. 6 данного Закона должны быть поданы в органы регистрационного учета не позднее 7 дней со дня прибытия гражданина на новое место жительства. Что касается установленного упомянутым Законом трехдневного срока регистрации по месту пребывания, то согласно Постановлению Правительства РФ от 22 декабря 2004 г. N 825 указанный срок регистрации наступает по истечении 90-дневного срока пребывания гражданина РФ, в течение которого такая регистрация не требуется. Следует также иметь в виду уведомительный характер регистрации граждан РФ по месту жительства (см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 года № 4-П // СЗ РФ 1998 № 6 ст. 783), что, однако, не отменяет обязательности самой регистрации. В соответствии с п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (с изменениями и дополнениями на 11 ноября 2010 года), граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, перечень которых определен указанными Правилами, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им соответствующее свидетельство. По желанию гражданина этот документ может быть направлен по почте. Собственнику (нанимателю) в 3-хдневный срок направляется уведомление о регистрации лица, подавшего заявление. Порядок регистрации граждан по месту жительства определен п. п. 16 — 18 Правил. Ныне также предусмотрена возможность представления заявления установленной формы о регистрации по месту жительства и копий необходимых документов в электронной форме через единый портал. Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, являются эти органы, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления. Следует учитывать, что контроль над соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел. Административная ответственность за данное правонарушение наступает при проживании или пребывании гражданина по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) в случае внесения в него отметок, не предусмотренных Положением «О паспорте гражданина Российской Федерации», либо при истечении сроков действия паспорта после 30 дней со дня достижения гражданином 25-летнего или 45-летнего возраста. Объективная сторона по ч. 2 данной статьи характеризуется допущением лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, либо гражданином в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности помещении проживания граждан РФ, нарушающих установленный названными нормативными правовыми актами порядок.
А вот пример из практики:
В 2008 году один инициативный товарищ — коллекционер оружия, который подал иск в Верховный суд РФ, требуя признать недействующим п.162 Инструкции, т.к. его положения противоречат п.59 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ. Кроме этого, коллекционер требовал отменить «дополнительные требования по хранению коллекционного оружия, считая, что «гражданам навязывают очень сложные технические условия хранения оружия». Он подчеркнул, что формулировка инструкции «места пребывания» может быть отнесена и к гостиницам, где владелец оружия не сможет выполнить условия хранения, распространяющиеся и на места пребывания, а это может, в свою очередь, стать поводом к аннулированию разрешения на оружие. Следовательно, данный пункт инструкции нарушает права граждан на использование оружия. Верховный суд РФ частично удовлетворил иск коллекционера, постановил исключить из инструкции словосочетание «и в местах пребывания», а также исключил «особые» требования по хранению оружия для коллекционеров оружия. Поскольку Гражданский процессуальный кодекс ЗАПРЕЩАЕТ издавать нормативные акты взамен отмененных судами, никаких новых изменений в Инструкцию уже вноситься не должно. Вот тут и возникла новая правовая коллизия. С одной стороны, решение это справедливо по отношению, например, к охотникам, которым не надо брать с собой вместе с палаткой еще и сейф для ружья. С другой же стороны, получается, что те, кто хранит оружие там, где постоянно зарегистрирован, должен выполнять особые требования: обзаводиться сейфами, металлическими шкафами и высокопрочными ящиками и принимать у себя участкового с проверками. А те, кто живет, например, на съемной квартире, а не по месту прописки, от этих церемоний отныне избавлен. На эту коллизию обратило внимание МВД и, несмотря на то, что Верховный суд постановил исключить из инструкции словосочетание «и в местах пребывания», в новой редакции п.162, оно присутствует.
п.162. Граждане Российской Федерации должны хранить принадлежащее им оружие и патроны по месту жительства (по месту пребывания) в запираемых на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность оружия и патронов, безопасность их хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. (Приказ МВД РФ № 504 от 7 июня 2008 г.).
Подводя итог всему вышесказанному можно сделать следующие выводы:
По Закону владелец оружия должен (имеет право):
- Хранить принадлежащее им оружие и патроны по месту жительства в запираемых на замок сейфах или металлических шкафах (касается любого гражданского оружия, в т.ч. газового и травматического).
- По месту пребывания не обязательно иметь запираемые на замок сейфы или металлические шкафы не только для граждан, находящихся на охоте, но и для граждан, проживающих на съемной квартире.
- Оружие можно также хранить в ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом.
- Прибивать (прикручивать) сейф, металлический шкаф и т.д. не требуется не только для коллекционеров, но и для ВСЕХ владельцев гражданского оружия.
- Требование ст.165 Инструкции в части касающейся раздельного хранения оружия и патронов касаются ТОЛЬКО юридических лиц (ЧОП, магазины), а не физических лиц.
- Сейфы, металлические шкафы и т.д. могут запираться на ЛЮБЫЕ замки (внутренние, навесные), количество их не оговорено, также не регламентирована степень их секретности.
- Толщина сейфа, металлического шкафа, регламентированная ст.166 Инструкции, касается юридических лиц, следовательно, для физических лиц значения не имеет.
- Никто не вправе требовать от владельца оружия устанавливать металлическую входную дверь с дополнительными запорами и коробом, а также оборудовать комнату, где хранится оружие, охранно-пожарной сигнализацией.
Можно следовать Законным требованиям, доказывать свою правоту и тем самым либо оттянуть на не определенное время получение лицензии на оружие, либо нажить себе врага в лице проверяющего (участкового инспектора). Поймите, что участковый, как и Вы сами, заинтересован сохранить Ваше оружие и его рекомендации могут оказаться не такими обременительными. Прислушайтесь к его советам, они могут Вам помочь.
Юлия Сироткина, 16.05.2015.
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.